Отрасль грузоперевозок по итогам первого квартала продемонстрировала рост в 30 процентов


В минувшем году значительное количество тягачей стояло "на приколе". Из-за кризиса объем грузоперевозок снизился почти на четверть. В какой-то момент от безделья у представителей транзитной отрасли даже возникла смелая идея: сделать кризис… наглядным. Перевозчики намеревались выстроить "безработные" автопоезда по Минской кольцевой автодороге бампер к бамперу, чтобы сторонние наблюдатели могли оценить сложность положения в километровом исчислении. Впрочем, до этого не дошло. Как говорят в Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП), к концу 2009 года заказы вновь начали поступать регулярно, и в 2010 год отрасль вступила с нулевой рентабельностью.

"В начале 2009 года рентабельность грузоперевозок в стране упала, и, если бы не своевременные антикризисные меры, нам было бы несладко, — признает председатель БАМАП Николай Боровой. – Отечественным грузоперевозчикам, которые традиционно много работали в странах ЕС, пришлось экстренно менять стратегию и искать новые рынки". В итоге белорусским компаниям удалось переключиться на оказание услуг в 30 странах мира, которые до этого времени нечасто попадали в сферу интересов отечественных транспортников и где последствия кризиса казались менее удручающими. В итоге 800 белорусских автопоездов переключились на рынки государств Средней Азии и Ближнего Востока. "Кроме того, спасательным кругом стал и внутренний белорусский рынок. В 2009 году доля отечественных фирм в грузоперевозках наших товаров выросла с 62% до 65%, оставшиеся 35% пока приходятся на иностранных участников рынка", — констатирует Николай Боровой. 

"Выручка от эксплуатации грузовых автомобилей за минувший год достигла Br 1,491 трлн., что на 11,9% меньше по сравнению с 2008 годом. Хотя при этом налоги и сборы от международных перевозок в минувшем году составили более Br 170 млрд.", — рассказывает первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Николай Верховец. При этом представитель Минтранса отмечает: своевременно принятые меры все же позволили нивелировать последствия экономического кризиса. Если в среднем в мире снижение объемов международной торговли вызвало спад международных перевозок на 30%, то белорусские компании, по статистике, потеряли 10,5% от прежних заказов. "Сегодня ситуация с автоперевозками начала стабилизироваться. Объемы экспорта услуг автомобильного транспорта в первом квартале 2010 года выросли почти на 30%", — объясняет замминистра. Как уверяют в БАМАП, пожалуй, самым значительным подспорьем для отрасли стало снижение налоговой нагрузки, благодаря чему затраты компаний сократились на 7%. Но этого пока явно недостаточно. Только снизив расходы еще на 5%, белорусские транспортные предприятия смогут уравнять тарифы с расценками своих основных конкурентов — российских, польских и литовских.

Искать возможность повышения конкурентоспособности сегодня становится одним из ключевых моментов. После начала функционирования Таможенного союза и выноса общей экономической границы трех стран на западные рубежи, с одной стороны, для белорусского "международного автомобильного транспорта создадутся более благоприятные условия, например, будут ликвидированы некоторые сложности, связанные с таможенным контролем, но, с другой стороны, число желающих "откусить" от "пирога" транспортных услуг серьезно прибавится. "В условиях формирования Таможенного союза особое значение принимает развитие в республике транспортно-логистических систем,— уверяет Николай Боровой. — Сегодня полным ходом в стране идет реализация госпрограммы развития логистики в период до 2015 года, которая поможет нарастить транзитный потенциал республики. Но входим в этот рынок с серьезным отставанием от наших основных партнеров". Одним из последних примеров такой работы стало открытие строительства транспортно-логистического центра в поселке Раков Воложинского района в 30 километрах от белорусской столицы, одним из инвесторов которого выступила одна из крупных белорусских транспортных компаний — ООО "Белинтертранс". Однако активное участие в застройке транспортных развязок высокотехнологичными складскими помещениями принимают компании "Белмагистральавтотранс", "Брествнештранс" и другие. Считается, что уже до конца года будет объявлено о строительстве новых складских центров или расширении площадей уже построенных. Директор "Белинтертранса" Вячеслав Довнар намекает: сегменту грузоперевозок действительно больше внимания стоит уделять развитию в стране технологий логистики. "Затраты на складирование в нашей стране сегодня необычайно высоки, в среднем к цене товара они добавляют 5—7 %, а в некоторых отраслях промышленности доходят до 20%. При таких финансовых нагрузках белорусская продукция просто неконкурентоспособна на рынках России и Казахстана", — утверждает он.

Создание Таможенного союза потребует от белорусских перевозчиков и дальнейшего реформирования. Минувший год показал, что в связи с усилением позиций Китая на мировом рынке грузопотоки в большей степени переместились на восток, а значит, работы может прибавиться в этом направлении. Хотя по китайским законам грузоперевозками на территории Поднебесной могут заниматься только автотранспортные компании из стран-соседей, к числу которых относится и Казахстан. Так что создание ТС открывает для белорусов весьма радужные перспективы. Кризисные проблемы в Западной и Восточной Европе привели к тому, что многие компании изменили традиционное "плечо доставки". Но, с другой стороны, оживление европейского направления вскоре может вызвать таможенные и транспортные проблемы на западной границе. Поэтому остро стоит вопрос сокращения простоя транспортных средств в ожидании въезда и таможенного оформления в пограничных пунктах пропуска. Несмотря на то что для решения этой проблемы была увеличена штатная численность сотрудников таможен, напряженность не снижается. Большие надежды в этом плане возлагаются на использование предварительного электронного информирования. На таможню по электронным каналам связи отсылается информация о грузе, и заниматься перепроверкой и долгим оформлением документов нет необходимости, автомобиль проходит таможню по зеленому коридору буквально в считаные минуты. Однако, по уверениям специалистов БАМАП, сегодня на белорусско-польской и белорусско-литовской границах по этой процедуре проходит только 5—7 % грузов. "Сейчас предварительное электронное информирование, позволяющее сократить время простоев на границе, — процедура добровольная, но в перспективе ее планируют сделать обязательной", – отмечают в ассоциации. Кстати, для сокращения времени ожидания перевозчики предлагали ввести таможенное оформление малоценных грузов по упрощенной процедуре. Растаможка таких поставок должна перемещаться на "внутренние" таможни, которые планируется открывать при транспортно-логистических центрах, откуда впоследствии на внешние границы будет поступать соответствующая информация.

Одним из наиболее острых стал вопрос снижения стоимости декларирования сборных грузов, порой она составляет до 10% от цены фрахта, в связи с этим планируется рассмотреть вопрос о введении системы скидок. По заверениям специалистов таможенных органов, многие проблемы перевозчиков решатся со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. В ускоренном проведении таможенных процедур заинтересованы обе стороны: для перевозчиков они сократят временные затраты и издержки, а следовательно, увеличат их конкурентоспособность и экспортный потенциал страны, для таможенных органов — увеличат эффективность работы.